ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПО УЧАСТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ В 2007-2008 ГГ. МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛЯРНОГО ГОДА

My Stats



Организация и проведение высокоширотных арктических исследований, включая ее особую составляющую – дрейфующие станции “Северный полюс”, определяются Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г. (27.07.2001 г. Пр–1387, раздел 2), указаниями Президента Российской Федерации (письмо от 25.04.2003 г. № Пр– 692 в связи с открытием станции «СП–32»), решениями Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации (г. Якутск, протокол от 08.07.2003 г. №2, пункт V.3) и поддержаны Правительством Российской Федерации (поручение от 22.07.2003 г. № МК–П9–8703).

Основными целями работ на дрейфующей станции "Северный Полюс 38" являются:
-продолжение и развитие гидрометеорологического и экологического мониторинга центральной части Арктического бассейна в интересах Всемирной метеорологической организации;
-проведение комплекса натурных исследований, необходимых для совершенствования методов гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в арктическом регионе;
-исследование особенностей протекания процессов в природной среде , обусловливающих или обусловленных глобальным и региональным изменением климата.

Основными задачами работ являются:
• выполнение программы стандартных метеорологических, актинометрических и аэрологических наблюдений;
• проведение комплексных работ по фоновому экологическому мониторингу компонент морской среды;
• исследование термодинамических процессов и эволюции морфометрических характеристик морского ледяного покрова;
• определение термохалинной и гидрохимической структуры водных масс в районе дрейфа станции, а также прямые измерения скорости течений на различных горизонтах;
• оценка сезонной изменчивости составляющих карбонатной системы в верхнем перемешанном слое океана и приповерхностном слое атмосферы;
• выполнение цикла гидробиологических исследований;
• выполнение цикла гидрографических исследований, включая профилирование осадочного слоя в районе дрейфа станции.
• опытно-экспериментальное применение Беспилотного летательного аппарата (БЛА) в проведении специальных аэро-метеорологических исследований, в оценке мезомасштабной динамики и морфометрических характеристик ледяного покрова, а также в проведении ледовой рекогносцировки в период проведения авиационных транспортных операций.


2 октября 2010 г. 2 октября 2010 года на ледоколе «Россия» прошла встреча заместителя председателя Правительства РФ Иванова С.Б. с полярниками дрейфующей станции «Северный полюс-38», на встрече присутствовали: руководитель Росгидромета Фролов А.В., министр Транспорта РФ Левитин И.Е., губернатор г. Мурманск Дмитриенко Д.В., руководитель агентства Роснедра Ледовских А.А. и др. официальные лица. В 11 часов 05 минут по московскому времени, под звуки оркестра, исполняющего «Прощание Славянки», ледокол отошел от причала, имея на борту 105 человек экипажа, 70 человек экспедиции и 300 тонн грузов для станции «Северный полюс-38»
На 21 час по московскому времени, 03 октября 2010 года, координаты местонахождения а/л «Россия» составили 75 град. 03 мин. северной широты, 53 град. 34 мин. восточной долготы.
Продолжаются работы по подготовке к высадке станции «Северный полюс-38», выполняются попутные наблюдения.

15 октября 2010 г. В Восточной Арктике на дрейфующей станции "Северный полюс - 38" /СП-38/ в 9:30 мск поднят государственный флаг России.
С дрейфующей станции во Всемирную метеорологическую сеть накануне была передана первая метеосводка. Это означает, что СП-38 с пятнадцатью полярниками взяла старт в предположительно годичный научный дрейф.
На 15:00 мск запланирован отход атомохода "Россия" от ледового поля, на которое было перегружено около 300 тонн грузов для развертывания станции". Атомный ледокол возьмет курс на Певек, отсюда часть личного состава экспедиции "Арктика-2010" по высадке СП-38 самолетом вылетит в Санкт-Петербург
24 октября 2010 г. Высокоширотная экспедиция, организованная ААНИИ Росгидромета, "Арктика-2010" по высадке Российской дрейфующей полярной станции "СП-38" успешно завершена.
После 21 дня в море атомный ледокол "Россия", выполнявший специальный рейс с экспедицией на борту, пришвартовался в порту города Мурманска.
Задача по высадке 15 полярников на льдину была выполнена в кратчайшие сроки, в результате прекрасно организованных и слаженных действий экспедиции и экипажа. Работы по сборке строений для полярной станции начались еще на берегу до отправления ледокола, и к 10 октября, когда было найдено подходящее ледовое поле, все конструкции, которые можно было собрать заранее, были готовы к выгрузке.

Дрейфующая полярная станция "СП-38" будет выполнять исследования природной среды в высоких широтах - от состояния атмосферы до рельефа дна Северного Ледовитого океана. Планируются работы по ледовым гидрологическим и батиметрическим исследованиям, испытаниям системы ГЛОНАСС. Одной из наиболее актуальных задач является сбор данных по рельефу морского дна, которые будут в 2013 году представлены в Комиссию по морскому праву ООН. Эти данные должны обладать достаточной, регламентированной точностью, чтобы подтвердить притязания России на хребет Ломоносова и прилегающий участок морского шельфа.


Личный состав дрейфующей станции "Северный Полюс - 38"

1. Петровский Томаш Валерьянович - Начальник
2. Харитонов Виктор Витальевич - Заместитель начальника по науке
3. Овчинников Сергей Александрович - Ведущий аэролог
4. Кузнецов Никита Михайлович - Ведущий инженер
5. Зиновьев Никита Сергеевич - Ведущий инженер-метеоролог
6. Бобков Илья Алексеевич - метеоролог
7. Балакин Андрей Александрович - Океанолог
8. Гребенников Алексей Сергеевич - Ведущий инженер по связи
9. Панов Леонид Владимирович - Ведущий ледоисследователь
10. Копту Сергей Александрович - гидрограф
11. Черняев Сергей Викторович - Начальник ДЭС
12. Бурмистров Владимир Николаевич - Инженер 1 кат. ДЭС
13. Лызь Николай Петрович - Инженер 1 кат. ДЭС
14. Митьковец Дмитрий Викторович - Инженер-технолог(повар)
15. Ромашин Сергей Александрович - Врач


Краткая информация о работе высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2011» на борту а/л «Россия»
17 сентября 2011 года, в 12-55 по московскому времени, атомный ледокол «Россия» ФГУП «Атомфлот» с экспедицией на борту вышел из порта г. Мурманск, направляясь в Центральный Арктический бассейн в район расположения дрейфующей научно- исследовательской станции «Северный полюс-38».

Основные задачи экспедиции «Арктика-2011»


– снятие дрейфующей станции «Северный полюс-38», развертывание следующей станции «Северный полюс-39»
- проведение комплексных попутных исследований в высокоширотной Арктике.
Экспедиция организована в соответствии с Распоряжением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Руководитель экспедиции - начальник ВАЭ ААНИИ Росгидромета Соколов Владимир Тимофеевич.
Капитан ледокола – Спирин А.М.
На борту ледокола находятся специалисты морской экспедиции, сотрудники будущей станции «Северный полюс-39», а также авиаотряд, выполняющий полеты на вертолетах МИ-8 МТВ, авиапредприятия ЗАО «Газавиа»; всего в составе экспедиции 50 человек.

Следуя в район дрейфа станции «Северный полюс-38», экспедиции предстоит решить ответственную задачу по выбору льдины, пригодной для развертывания следующей дрейфующей научно-исследовательской станции – «Северный полюс-39». С этой целью будут использованы данные как спутниковых наблюдений, так и наблюдений с борта вертолета в перспективных районах. Для поиска льдины также будут использованы беспилотные летательные аппараты. Окончательное решение будет принято на основе данных прямых измерений характеристик льдины, которые предстоит выполнить специалистам с высадкой непосредственно на лед. В ходе всего плавания экспедиция проведет попутные метеорологические, океанографические и другие исследования, в соответствии с программой научных наблюдений.
читать далее

2011 Сентябрь 30. Атомоход "Россия" с экспедицией "Арктика-2011" в настоящее время продолжает дрейф вместе с льдиной, на которой базировалась СП-38. На борт практически полностью погружено имущество этой экспедиции.
В течение недели было произведено несколько вылетов вертолета с целью поиска многолетних полей для высадки СП-39 в районе дрейфа станции. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщил сегодня в Арктическом и Антарктическом НИИ Росгидромета руководитель высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов.
читать далее

1 октября 2011 года, в координатах 84 град. с.ш. 150 град. з.д., завершила свою работу дрейфующая станция «Северный полюс­–38»: в 06 часов 45 минут по московскому времени, начальник станции Висневский Алексей Алексеевич спустил флаг Российской Федерации, развевавшийся на станции с 15 октября 2010 года. За этот период станция прошла в Северном Ледовитом океане 2910 километров, выполнила большой объем научных наблюдений и исследований.
Ей на смену 1 октября с.г. открыта и начала работу в точке с координатами 84.1 град. с.ш. 149.9 град. з.д. дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-39». В 06 часов 50 минут на станции торжественно поднят флаг Российской Федерации.
пресс-релиз
На 5 октября обустроены и успешно функционируют рабочие помещения метеорологов и радиста, выполняются работы по обустройству остальных помещений и базы лагеря. Ведутся исследования по программе научных наблюдений.
Завершив работы по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» и высадке станции «Северный полюс-39», 1 октября 2011 года, в 21.00 по московскому времени, а/л «Россия» с составом высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2011» и личным составом СП-38 на борту, взял курс на Мурманск.
Карта дрейфа станций СП-36, СП-37, СП-38,
Карто-схема маршрута экспедиции Арктика-2011
Экспедиция Арктика-2011