ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПО УЧАСТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ В 2007-2008 ГГ. МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛЯРНОГО ГОДА

My Stats

Организация и проведение высокоширотных арктических исследований, включая ее особую составляющую – дрейфующие станции “Северный полюс”, определяются Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г. (27.07.2001 г. Пр–1387, раздел 2), указаниями Президента Российской Федерации (письмо от 25.04.2003 г. № Пр– 692 в связи с открытием станции «СП–32»), решениями Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации (г. Якутск, протокол от 08.07.2003 г. №2, пункт V.3) и поддержаны Правительством Российской Федерации (поручение от 22.07.2003 г. № МК–П9–8703).

Основными целями работ на дрейфующей станции "Северный Полюс 37" являются:
-продолжение и развитие гидрометеорологического и экологического мониторинга центральной части Арктического бассейна в интересах Всемирной метеорологической организации;
-проведение комплекса натурных исследований, необходимых для совершенствования методов гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в арктическом регионе;
-исследование особенностей протекания процессов в природной среде , обусловливающих или обусловленных глобальным и региональным изменением климата.

Основными задачами работ являются:
• выполнение программы стандартных метеорологических, актинометрических и аэрологических наблюдений;
• проведение комплексных работ по фоновому экологическому мониторингу компонент морской среды;
• исследование термодинамических процессов и эволюции морфометрических характеристик морского ледяного покрова;
• определение термохалинной и гидрохимической структуры водных масс в районе дрейфа станции, а также прямые измерения скорости течений на различных горизонтах;
• оценка сезонной изменчивости составляющих карбонатной системы в верхнем перемешанном слое океана и приповерхностном слое атмосферы;
• выполнение цикла гидробиологических исследований;
• выполнение цикла гидрографических исследований, включая профилирование осадочного слоя в районе дрейфа станции.
• опытно-экспериментальное применение Беспилотного летательного аппарата (БЛА) в проведении специальных аэро-метеорологических исследований, в оценке мезомасштабной динамики и морфометрических характеристик ледяного покрова, а также в проведении ледовой рекогносцировки в период проведения авиационных транспортных операций.

читать текст программы полностью

Состав дрейфующей станции СП-37:

1. Лесенков Сергей Борисович - к.г.н, начальник дрейфующей станции
2. Новохатский Евгений Иванович - зам. начальника дрейфующей станции
3. Ужакин Иван Сергеевич - врач
4. Макаров Сергей Анатольевич - начальник ДЭС*
5. Румянцев Андрей Львович - начальник океанографического отряда
6. Гриб Игорь Викторович - метеоролог
7. Вахлаков Сергей Викторович - гидрограф
8. Кленов Андрей Сергеевич - инженер ДЭС
9. Кумышев Хусен Шаловатович - водитель
10. Тузлуков Дмитрий Гаврилович - ледоисследователь
11. Андрияйнен Юрий Викторович - ледоисследователь
12. Зимичев Владимир Павлович - океанолог
13. Семенов Сергей Анатольевич - аэролог
14. Куров Максим Александрович - техник-технолог
15. Логинов Алексей Александрович - радист

* - дизель электростанция


31 августа 2009 г. В 11 часов 35 минут по московскому времени ледокол "Ямал" с составами дрейфующих станций «Северный полюс-36» и «Северный полюс-37» начал движение к месту высадки станции СП-37

4 сентября 2009 г. Ледокол встал у выбранной для высадки СП-37 льдины, в 17-30 началась выгрузка, которая будет продолжаться трое суток, ориентировочно.

7 сентября 2009 г. на льду развертываемой станции «СП-37» начались метеорологические наблюдения. На 18-30 назначен подъем Государственного флага России.

13 мая 2010 г. на а/л «Россия» прибыло руководство экспедиции «Высокоширотная Арктика–2010» организованной для снятия СП-37.

14 мая 2010 г. на борт ледокола был погружен груз экспедиции, прибывший на трех машинах из Санкт-Петербурга.

15 мая 2010 г. на борт ледокола прибыла основная группа экспедиции, в 16:40 по московскому времени на вертолетную площадку ледокола прилетел МИ-8 с экипажем.

15 мая 2010 г. в 21:36 по московскому времени а/л «Россия» отошел от стенки Атомфлота и взял курс на район дрейфа СП-37. На борту: экипаж и экспедиционный состав в количестве 49 человек, экспедиционное оборудование, авиагруппа ЗАО «Газавиа» в составе 9 человек, вертолет МИ-8.

19 мая 2010 г. выполнено две авиационные разведки. Выполняются попутные наблюдения, проводятся инструктажи состава, ведется подготовка к приему грузов дрейфующей станции на борт ледокола.

1 июня 2010 г.в 14:45 по московскому времени а/л «Россия» ошвартовался у лагеря СП-37, в 14:55 начались грузовые работы. Видимость в районе лагеря станции хорошая.

6 июня 2010 г. Станция СП-37 завершила свою работу, Государственный флаг России спущен. Сотрудники перешли на борт а/л «Россия». Все оборудование, в том числе подлежащие утилизации отходы погружены на борт. Ледокол взял курс на Мурманск

24 июня 2010 г.Утром а/л «Россия» прибыл в порт Мурманска. После завершения таможенных формальностей работы по разгрузке ледокола проводились в круглосуточном режиме. После чего в Санкт-Петербург были отправлены машины с имуществом СП-37.
28 июня машины прибыли в Санкт-Петербург, была произведена их разгрузка. В настоящее время ведутся работы по распределению приборов и оборудования по местам хранения, а также подготовка к их проверке и планово-профилактическому ремонту.
Личный состав экспедиции «Северный полюс - 37» и «Высокоширотная Арктика - 2010» прибыл в Санкт-Петербург в полном составе.
Экспедиция «Высокоширотная Арктика - 2010» завершена.

2 июля 2010 г. в Среднем зале ААНИИ прошла пресс-конференция по итогам работы морской экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» на борту а/л «Россия» по эвакуации дрейфующей станции Северный полюс-37» и осуществлению уникального высокоширотного рейса атомного ледокола в район Канадской котловины Северного Ледовитого океана в период максимального развития ледяного покрова. На вопросы журналистов ответили непосредственные участники экспедиции: Соколов В.Т., Лесенков С.Б., Фролов С.В.

Пресс-релиз о работе научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс – 37» ГУ «ААНИИ» Росгидромета

Маршрут экспедиции "Высокоширотная Арктика 2010" организованной Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом РОСГИДРОМЕТА на борту а/л"Россия" по снятию станции СП-37
Карта дрейфа станций СП-36 и СП-37