ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПО УЧАСТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ В 2007-2008 ГГ. МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛЯРНОГО ГОДА

My Stats
Задачи исследований на дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс-36"

Арктический регион является частью глобальной климатической системы, где наиболее сильно проявляются обусловленные естественными и антропогенными причинами флуктуации характеристик климата Земли. Важнейшими проблемами, стимулирующими интерес России и приарктических государств к изучению Северного Ледовитого океана (СЛО) являются:
"        большая чувствительность Арктики к вариациям климата и необходимость создания моделей для предсказания его изменений с учетом процессов, происходящих в СЛО;
"        ранимость природной среды Арктики и роль СЛО в переносе и трансформации веществ, включая загрязняющие компоненты и радионуклиды;
"        нарастание хозяйственной деятельности на Крайнем Севере России.
читать текст полностью

Пресс-релиз
О начале работы по развертыванию дрейфующей станции «Северный полюс-36» 

3 сентября 2008 г. в координатах 82 градуса 35 минут северной широты и 172 градуса 07 минут восточной долготы начато развертывание дрейфующей станции «Северный полюс-36». Это район Северного Ледовитого океана между островом Врангеля и Северным полюсом, названный Котловиной Подводников, которая расположена между подводными хребтами Ломоносова и Менделеева.

Два дня назад, НЭС «Академик Федоров» вышло в рекомендованный для поиска льдины для СП-36 район. На протяжении нескольких месяцев специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института осуществляли наблюдение за ледовым покровом в обширном районе к северу от острова Врангеля. И вот теперь их рекомендации позволили максимально сократить время на поиск ледяного поля для СП-36. В прошлом, аномально теплом году, поиски льдины потребовали почти двух недель. В этом году ледовая обстановка близка к норме и поэтому у руководства экспедиции не было сомнений в быстром определении места высадки новой станции.
читать полностью

29 апреля 2009 г. завершились весенние сезонные операции Высокоширотной Арктической экспедиции в Арктике. В течение месяца было осуществлено продовольственное и материально-техническое снабжение дрейфующей станции «Северный полюс-36». На станции произведена частичная ротация личного состава зимующей экспедиции. В течение апреля на станции работал сезонный научный отряд дрейфующей станции, который расширил спектр научных задач, направленных на исследование приледного 1,5-километрового слоя атмосферы. Отряд провел исследования потоков солнечной радиации, осуществил работы по подспутниковому ледовому эксперименту с использованием беспилотного летательного аппарата (БЛА), оснащенного системами телеметрии, работающими в визуальном и инфракрасном диапазонах, а также высокоточной системой определения метеопараметров.
25 апреля основная часть сезонного состава дрейфующей станции «Северный полюс-36» убыла со станции на ледовую базу «Барнео» на вертолете Ми-8 авиакомпании «Таймыр» и в тот же день на самолете Ан-74 авиакомпании «ГазпромАвиа» осуществила перелет в Лонгиир (Шпицберген).
27 апреля сезонный состав СП-36 убыл из Лонгиира и прибыл в г. Санкт-Петербург.

читать полностью

26 августа 2009 г. Непосредственно приблизиться к льдине удалось в 13 часов 35 минут по московскому времени, незамедлительно были начаты работы по снятию дрейфующей станции «Северный полюс – 36».

Ведутся круглосуточные работы по погрузке на борт ледокола оборудования и материалов СП-36.

В 16 часов по московскому времени 26 августа 2009 года на станции был выполнен последний синоптический срок, станция завершила программу наблюдений.

31 августа 2009 г. В 11 часов 45 минут по московскому времени, ледокол "Ямал" начал движение к месту высадки станции СП-37

Краткие результаты работы научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный Полюс – 36».

Дрейфующей станции «Северный Полюс – 36» была организована в период с 02 по 07 сентября 2008 г. с борта НЭС «Академик Федоров» в рамках программы работ высоокоширотной морской экспедиции «Арктика-2008» в соответствии с задачами Международного полярного года 2007/08, государственный флаг поднят 07 сентября в точке с координатами 82°32.2 с.ш., 174°55.2' в.д. Продолжительность дрейфа составила 350 суток.
Станция завершила свою работу 30 августа 2009 г. в точке с координатами 85°33.1 с.ш., 022°52.1' з.д. Коллектив санции и оборудование были сняты высокоширотной морской экспедицией «Арктика-2009» на борту атомного ледокола «Ямал».

Коллектив станции состоял из 18 специалистов. В апреле месяце на станции работал сезонный сотав экспедиции в колличестве 10 человек.
Общий дрейф ледяного поля станции составил 2909 км., генеральный дрейф 1385 км. Направление генерального дрейфа 6,6°. Максимальное расстояние 496 км станция преодолела в октябре, минимальный дрейф составил 120 км в марте. Средняя скорость дрейфа 0,32 км/час. Максимальная скорость дрейфа 1,7 км/час зафиксирована 12 октября 2008 г. С 07.09.2008 г. по 15.05.2009 г. станция дрейфовала в Амеразийском суббассейне СЛО и прошла расстояние 2148 км. Затем, преодолев хребет Ломоносова, дрейф продолжился в Евразийском суббассейне.

На станции выполнялся следующий комплекс научных исследований:
- стандартные метеорологические и актинометрические измерения,
- специальные метеорологические исследования,
-стандартные аэрологические наблюдения,
- измерение морфометрических параметров снежно-ледяного покрова,
- регистрация динамических характеристик ледяного покрова,
- океанографические наблюдения и исследования,
- гидрографические работы,
- медицинские исследования,
- производился отбор проб на загрязнение.
Ледовая обстановка
Станция «СП-36» располагалась на обширном поле сморози размерами 6,5 х 6,2 км. Около 20-30% ледяного поля было покрыто небольшими холмами, что указывало на старый возраст его происхождения. Торосистость ледяного поля изменялась в пределах от 1 до 2 баллов, а снежницами на момент организации станции было занято приблизительно 50% площади. Толщина льда варьировала от 80 до 300 см.
В процессе дрейфа поле сморози неоднократно подламывалось и через него проходили трещины. Эти события имели место 11 ноября, 22 декабря 2008 г., 02 и 18 января 2009 г., 20 февраля 2009 г., 09 марта и 12 апреля 2009 г.. После 12 апреля ледовая обстановка стабилизировалась и оставалась неизменной вплоть до окончания дрейфа.
В результате смещения обломков ледяного поля вдоль трещин в отдельных местах формировались небольшие гряды торосов высотой около 4 - 5 м, а также локальные разводья шириной не более 50 м. При этом молодые формы льда занимали не более 20% от общей площади ледяного поля. На одном из замерзших разводий на расстоянии 1,8 км от лагеря станции в период с 17 марта по 10 апреля 2009 г. была построена взлетно-посадочная полоса длиной 1200 м и толщинами льда от 100 до 145 см.
В целом окружающая ледовая обстановка характеризовалась невысокой торосистостью от 1 до 3 баллов. По выборочным измерениям, выполненным во 2-ой декаде апреля, толщина льда вокруг лагеря станции изменялась от 150 до 320 и более см. Высота снежного покрова местами на ровных участках достигала 50 см.
Лагерь станции в процессе дрейфа не менял своего положения, а все основные станционные постройки находились на своих местах без изменения. Были передвинуты эстакады со станционным имуществом, дважды перемещался один жилой домик на расстояние около 50 м в результате прохождения вблизи них трещин и 3 раза переносилась метеорологическая площадка.

читать далее

КАРТА ДРЕЙФА СП-36